Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт Краснодарского края – это самый массовый вид транспорта, отличающийся наибольшим объемом перевозок пассажиров и возможностью доставки грузов по принципу «от двери до двери». В настоящее время в Краснодарском крае насчитывается свыше 32 тысяч автобусов, более 170 тысяч грузовых автомобилей и более 1,3 млн. легковых автомобилей.

Описание отрасли

Наиболее широко распространённым видом транспорта является автомобильный. Он занимает лидирующее положение по объёму перевозок как грузов, так и пассажиров.

Автомобильный парк Краснодарского края – это свыше 29 тысяч автобусов, более 220 тысяч грузовых автомобилей и более 1 млн. 600 тыс. легковых автомобилей.

Уникальное географическое положение Краснодарского края обуславливает появление большого количества иногороднего автомобильного транспорта, в летнее время года увеличение пассажиропотока. Посезонно наблюдается цикличность при перевозке сельскохозяйственной продукции автомобильным транспортом.

Как и по всей стране, в Краснодарском крае отмечается резкий рост количества автомобилей на душу населения.

Анализ интенсивности движения транспортных средств на автодорогах общего пользования Краснодарского края и численности автопарка показывает, что высокие темпы роста численности автопарка обусловлены интенсивным насыщением населения края индивидуальными транспортными средствами.

В условиях отставания отдельных нормативных правовых документов федерального уровня от изменившихся условий хозяйствования вопросы организации и осуществления пассажирских автомобильных перевозок решались и решаются также в соответствии с краевыми нормативными правовыми документами.

Краснодарский край одним из первых субъектов РФ принял Закон Краснодарского края от 7 июля 1999 года № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае», упорядочивающий деятельность хозяйствующих субъектов в сфере организации перевозок пассажиров и транспортного обслуживания населения, а также в рыночных условиях устанавливает порядок и условия организации и осуществления автомобильных пассажирских перевозок, определяет обязанности и права перевозчиков и пассажиров в Краснодарском крае. В Закон своевременно вносятся необходимые изменения.

Также в условиях отставания федеральной нормативно-правовой базы от изменившихся условий хозяйствования принят Закон Краснодарского края от 27.03.2007 № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае», реализация основных положений которого направлена на повышение безопасности и качества таксомоторных перевозок.

В рамках реализации постановления главы администрации Краснодарского края от 17 июня 2008 года № 559 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае» приказами департамента утверждены:

- Положение о конкурсе на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок на межмуниципальных пригородных и межмуниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения в Краснодарском крае;

- состав и регламент работы конкурсной комиссии по определению перевозчиков для заключения с ними договоров на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения, проходящим по территории Краснодарского края;

- форма договора на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения на территории края;

Таким образом, в настоящее время приняты необходимые нормативные правовые акты, определяющие правовые основания и порядок реализации функций департамента как органа государственной власти Краснодарского края в части вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (межмуниципальное пригородное и межмуниципальное междугородное сообщение).

Также утверждены формы конкурсной документации при организации открытых конкурсов на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Краснодарском крае.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 23.07.2009 № 1819-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае», приказом департамента по транспорту и связи Краснодарского края от 24 сентября 2009 года № 138 утвержден Реестр маршрутов регулярного сообщения.

Кроме того, приказом департамента по транспорту и связи Краснодарского края от 24 сентября 2009 года № 140 установлены образцы форменной одежды водителя автобуса, выполняющего регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам в Краснодарском крае.

Извещения о проведении конкурсов на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Краснодарском крае публикуются на официальном сайте департамента транспорта Краснодарского края и в средствах массовой информации.

В 2008 году в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от № 263 обеспечено развертывание на территории края региональной системы мониторинга транспортных средств на основе спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.

На базе отдела мониторинга пассажирских перевозок автомобильным транспортом департамента транспорта Краснодарского края создана круглосуточная дежурная диспетчерская служба контроля междугородных пассажирских перевозок.

Система мониторинга позволяет определить местоположение транспортных средств на маршрутной сети, в том числе немедленно реагировать на экстренные сообщения водителей при возникновении чрезвычайных ситуаций не только на территории края, но и на территории Южного Федерального округа. При использовании современных технологий спутниковой навигации и мобильной связи обеспечивается безопасность и антитеррористическая защищенность пассажиров, а также автоматизированный учет качества организации и предоставления услуг по перевозке пассажиров.

Органы местного самоуправления согласно Федеральному закону от 06.09.2003

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования.

Таким образом, организация работы городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутов, проходящих в границах муниципальных образований относится к полномочиям органов местного самоуправления, а организация работы межмуниципальных пригородных и междугородных маршрутов относится к полномочиям департамента транспорта Краснодарского края.

Следует отметить, что в связи со вступлением в силу Федерального Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и переходом от натуральных льгот к адресной социальной поддержке отдельных категорий населения сложились благоприятные условия для увеличения доходов предприятий и предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным транспортом.

Автомобильный транспорт используется в деятельности всех сфер промышленности и торговли, поэтому объемы перевозок напрямую зависят от активности экономически-хозяйственной деятельности производителей товаров и торгующих предприятий.

За 2013 г. объем перевозок грузов составил более 92 млн. тонн (102,7 % к 2012г.), при этом грузооборот вырос на 0,8% и составил 6,554 млрд.тонно-км.

В пассажирском секторе автомобильного транспорта объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования за 2013 год снизился по отношению к прошлому году (93,4 %), предприятиями городского электрического транспорта уменьшился аналогично (93,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года).

Пассажирооборот предприятий транспорта общего пользования и городского электрического транспорта уменьшились (95,6% и 93,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, соответственно). Снижение данных показателей является следствием уменьшения спроса населения на перевозки автомобильным транспортом.

Большой удельный вес пассажирского транспорта, имеющего длительные сроки эксплуатации, в том числе за пределами установленного моторесурса, не может отвечать в полном объеме международным требованиям по техническому уровню и безопасности конструкции, кроме того, такие транспортные средства имеют низкую техническую надежность. В указанных транспортных средствах не применяются современные конструктивные решения, направленные на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, такие как антиблокировочные системы, электронные системы управления, системы встроенной диагностики и другие средства защиты водителя и пассажиров.

В условиях рыночной экономики и значительной конкуренции среди перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров по междугородным автобусным маршрутам регулярного сообщения, администрацией Краснодарского края и Законодательным Собранием Краснодарского края взят курс на сохранение государственного транспорта, как основного средства перевозки населения и обновление его подвижного состава, влияющего на обеспечение безопасности дорожного движения, снижение аварийности.

В связи с высокой капиталоемкостью обновления подвижного состава приобретение новых автобусов, троллейбусов и трамваев в настоящее время осуществляется на условиях софинансирования бюджетов всех уровней в рамках программы поддержки отечественных автопроизводителей, в том числе в рамках государственной программой «Доступная среда», утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 года №1176, а также за счет собственных средств хозяйствующих субъектов.

Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Перемещение транспортных средств осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при задержании транспортного средства.

Порядок перемещения, хранения и возврата задержанного транспорта установлен Законом Краснодарского края от 4 июня 2012 года № 2508-КЗ «О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств» (далее - Закон края №2508-КЗ).

Департаментом транспорта Краснодарского края, как уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, ответственным за реализацию Закона края 2508-КЗ проводится разъяснительная работа с уполномоченными организациями по вопросу заключения договоров на перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату.

Приказом департамента транспорта Краснодарского края от 29.06.2012 года № 136 утверждены примерные формы договоров о выполнении работ на территории Краснодарского края по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированной стоянке и возврату.

Применение сертифицированных на территории Российской Федерации (имеющих соответствующее одобрение типа транспортного средства) транспортных средств (эвакуаторов), позволяет ежедневно обеспечивать безопасность передвижения, гарантировать защиту перевозимого транспорта от пожара и аварий, а также обеспечивать выполнение мероприятий по повышению пропускной способности автомобильных дорог Краснодарского края и безопасности дорожного движения.

Также необходимо отметить, что для увеличения пропускной способности автомобильных дорог, уменьшения предпосылок к созданию аварийных ситуаций на автодорогах края в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорог в непосредственной близости к Новороссийскому транспортному узлу функционирует автотерминал в районе п. Верхнебаканский на 550 машиномест и создан новый автотерминал в пос. Владимировка на 1200 машиномест, на котором планируется осуществлять диспетчеризацию зерновых перевозок автотранспортом.

Движение грузового транспорта, следующего в Крымский федеральный округ, упорядочивается с помощью созданных площадок для такого автотранспорта в Славянском и Красноармейском районах.