Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт Краснодарского края – это самый массовый вид транспорта, отличающийся наибольшим объемом перевозок пассажиров и возможностью доставки грузов по принципу «от двери до двери». В настоящее время в Краснодарском крае насчитывается свыше 32 тысяч автобусов, более 170 тысяч грузовых автомобилей и более 1,3 млн. легковых автомобилей.

Стратегия развития

Транспортное обслуживание населения муниципальных образований Краснодарского края осуществляется по 670 городским автобусным маршрутам регулярного сообщения и 690 пригородным муниципальным маршрутам регулярного сообщения. В трех городах Краснодарского края развита маршрутная сеть городского электрического транспорта: город Краснодар имеет трамвайные и троллейбусные маршруты; в городах Армавир, Новороссийск осуществляются троллейбусные перевозки пассажиров.

Общая протяженность маршрутной сети городского и пригородного пассажирского в муниципальных образованиях Краснодарского края составляет свыше 34 тыс.км, в том числе автобусных маршрутов городского сообщения - 10,4 тыс. км, автобусных маршрутов пригородного сообщения - 23,2 тыс. км, трамвайных линий - 124,0 км., троллейбусных линий - 263,8 км.

Значительный объем перевозок пассажиров городским транспортом приходится на город Краснодар (краевой центр), где 72% перевозок осуществляются электротранспортом (трамвай, троллейбус), а также на крупные города с численностью населения более 60 тысяч человек, такие как Анапа, Армавир, Геленджик, Кропоткин, Новороссийск, Сочи, Тихорецк.

В других муниципальных районах Краснодарского края особо развита и преобладает перевозка пассажиров по автобусным маршрутам пригородного сообщения, которыми обеспечивается связь районных центров с городскими и сельскими поселениями внутри муниципальных районов края.

Особое значение в сфере перевозок автомобильным транспортом занимают междугородные автобусные перевозки регулярного сообщения, выполняемые 95 юридическими лицами, в том числе 12 государственными предприятиями (государственными унитарными предприятиями и хозяйствующими обществами, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю) и 356 индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Перевозка пассажиров осуществляется на 92 межмуниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения и на 219 межмуниципальных междугородных автобусных маршрутов. При этом государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю, обслуживается 88 межмуниципальных междугородных (40%) и 27 межобластных автобусных маршрутов (30%).

Из-за нехватки средств обновление парка автобусов осуществляется недостаточно быстро. Низкое состояние парка подвижного состава не позволяет в полной мере обеспечивать техническую готовность автомобильного пассажирского транспорта регулярного сообщения для выполнения сменно-суточных планов. Средний коэффициент выпуска автобусов на городские и пригородные маршруты составляет 0,63 при рекомендуемом показателе от 0,75 до 0,85. Поддержание в работоспособном состоянии и выпуск на линию изношенных транспортных средств требует повышенных эксплуатационных затрат, ухудшает экологическую обстановку в населенных пунктах Краснодарского края и снижает безопасность дорожного движения.

Преодоление данной ситуации возможно только путем приобретения необходимого для перевозок пассажиров подвижного состава, отвечающего требованиям безопасности и комфортности. Для этого необходимо использование возможностей краевого бюджета.

С целью решения указанной проблемы в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № Пр-2134ГС, администрации и Законодательного Собрания края департаментом по транспорту и связи Краснодарского края разработан проект краевой целевой программы «Развитие городского, пригородного, междугородного пассажирского автомобильного транспорта Краснодарского края на 2009 – 2020 годы».

13 октября 2008 года советом по региональным проектам и программам при главе администрации Краснодарского края утверждены соответствующие концепции краевых целевых программ. Однако, в связи с ограниченными возможностями краевого и местных бюджетов утверждение программы приостановлено.

В целях повышения качества перевозок пассажиров департаментом по транспорту и связи Краснодарского края организовано приобретение по лизинговым схемам автотранспортными предприятиями краевой формы собственности автобусов зарубежного производства, которые характеризуются в первую очередь разумным сочетанием цены и качества, а также топливной экономичностью и безопасностью. К таким относятся автобусы производства фирм «MAN», «MUDAN», «Hyndai», «Higer».

В целом за 2007 год предприятиями и муниципальными образованиями Краснодарского края приобретено около 300 автобусов отечественного и зару­бежного производства для работы на маршрутах регулярного сообщения. В 2008 году также приобретено свыше 300 автобусов.

Обновление подвижного состава, как основного капиталоемкого направления программы, осуществлялось в рамках выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2009 года №253 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектам Российской Федерации на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники» с учетом софинансирования из федерального бюджета, на основании Соглашения от 20 мая 2009 года № 184/09 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники на 2009 год», заключенным между Министерством регионального развития Российской Федерации и администрацией Краснодарского края. По результатам конкурсных процедур приобретены 123 автобуса разного класса, в том числе 32 автобуса НефАЗ, работающих на компримированном природном газе, 51 троллейбуса и 4 Экобуса – подвижного состава нового поколения.

В рамках реализации постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1184 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники» проводится работа по дальнейшему обновлению подвижному состава. В 2010 году запланировано приобретение 83 современных автобусов и 26 троллейбусов, для транспортного обслуживания населения муниципальных образований, а также коммунальной техники и автомобилей для обеспечения деятельности учреждений здравоохранения и подразделений милиции, включая органы ГИБДД.

В Краснодарском крае развернута региональная система мониторинга транспортных средств. Закуплено и установлено серверное оборудование, программные средства, установлены средства спутниковой навигации на автобусах для мониторинга междугородных автобусных маршрутов, обслуживаемых государственными унитарными автопредприятиями Краснодарского края.

Создана также круглосуточная дежурная диспетчерская служба контроля междугородных пассажирских перевозок на базе государственного учреждения Краснодарского края «Кубаньтрансавто» для обеспечения мониторинга междугородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

В условиях отставания федеральной нормативно-правовой базы от изменившихся условий хозяйствования в Краснодарском крае принят Закон о таксомоторных перевозках реализация основных положений которого направлена на повышение безопасности и качества таксомоторных перевозок.

Благодаря принятому закону в большинстве муниципальных образований значительное обновлен парк автомобилей, используемых в качестве легкового такси, и, соответственно, повысился уровень качества и безопасности пассажирских перевозок. В городах Анапа, Армавир, Ейск, Сочи количество легковых автомобилей, имеющих «возраст» с момента выпуска до 5 лет составляет более 66%.

На территории Краснодарского края работают около 140 таксомоторных организаций и более 2800 индивидуальных предпринимателей, получивших удостоверения соответствия – документ, удостоверяющий соответствие перевозчика требованиям осуществления безопасности пассажирских перевозок. Деятельность по приему и исполнению заказов осуществляют 254 службы заказа легкового такси. Перевозка пассажиров выполняется более 7300 автомобилями, соответствующими требованиям краевого закона.

В большинстве муниципальных образований края приняты нормативные правовые акты о порядке создания, эксплуатации, благоустройства и оборудования стоянок легковых такси. Уже организованы и эксплуатируются более 430 стоянок легкового такси.

Принятые в крае меры по упорядочению деятельности перевозчиков легкового такси позволили снизить количество хозяйствующих субъектов, работающих без разрешительных документов, и легализовать их деятельность, тем самым повысить качество предоставляемых услуг населению, уровень безопасности дорожного движения и объемы налоговых платежей во все уровни бюджетов.

В Краснодарском крае, как и в целом по Российской Федерации, структура автогрузовой отрасли претерпела значительные изменения - произошло явное перераспределение объема грузовых перевозок, ранее выполняемого специализированными автотранспортными предприятиями, к частным перевозчикам и индивидуальным предпринимателям, доля которых увеличилась до 80%. Крупные специализированные автогрузовые предприятия не выдерживая конкуренцию с «частными» перевозчиками уходят с рынка, их подвижной состав практически не обновляется, износ достиг 80% и продолжает нарастать, структура же автомобильного парка порой не соответствует запросам грузоотправителей.

С целью создания условий для обновления перевозчиками подвижного состава оказывается содействие производителям автотранспортной техники и их дилерам по организации работы на территории Краснодарского края центров обслуживания и продаж грузовых автомобилей и автобусов.

В последние годы начали работу дилерские центры фирм SCANIA, IVECO, MAN.

Для развития данного направления представители ведущих Российских и мировых производителей автотранспортной техники привлекаются к участию в крупных инвестиционных мероприятиях, например, таких как ежегодный международный инвестиционный Форум «Сочи».

Анализ международных перевозок Краснодарского края показывает огромный бюджетный потенциал, который практически не используется по отношению к транзитным международным перевозкам. По данным экспертов из общего объема грузов на внутрироссийских перевозках между Краснодарским краем и другими регионам России местные перевозчики перевозят лишь 20-25%. На международных маршрутах этот показатель еще меньше и составляет 3%. Немаловажной причиной этой ситуации также является несоответствие структуры грузового парка специализированных предприятий края потребностям грузоотправителей.

В настоящее время сложилась следующая ситуация, общая как для региональных, так и для международных перевозок грузов:

- мелкие перевозчики при отсутствии крупных краевых экспедиторов не способны обслуживать большие грузопотоки, следовательно, грузовладельцы привлекают операторов из Москвы и Санкт-Петербурга, которые предпочитают работать со своими перевозчиками, что ведет к ослаблению и разорению местных перевозчиков - как следствие, увеличивается вывод финансовых средств в оплату услуг этих экспедиторов в другие регионы России, что приводит к снижению поступлений в краевой бюджет;

- произошла потеря рынка автогрузовых услуг Краснодарского края местными перевозчиками (их доля составляет не более 24%), что привело к зависимости торгово-промышленного комплекса и экономики края от иногородних и иностранных транспортно-экспедиционных компаний;

- контроль и учет деятельности перевозчиков и экспедиторов со стороны государства по-прежнему неэффективны;

- недобросовестная конкуренция между перевозчиками приводит к демпингу цен, коррупции и общему снижению их доходов, что негативно отражается не только на бюджетной эффективности автогрузовой отрасли края и на поступлениях в бюджет от других секторов экономики, но и на самих перевозчиках.

В целях упорядочения работы и обеспечения безопасности в условиях увеличения движения грузового автотранспорта по территории Краснодарского края, администрацией края разработаны предложения по решению проблемных вопросов транспортного комплекса. Предложения предусматривают создание Единого диспетчерского центра транспортного сообщении Краснодарского края и организацию работы автоматизированной системы управления движения транспорта Краснодарского края с размещением 26 пунктов мониторинга на основных магистральных въездах и в крупных транспортных узлах региона с центральной информационно-аналитической службой автомобильных перевозок, расположенной в Краснодаре. Совместно с муниципальными образованиями запланированы мероприятия по выбору и выделению земельных участков для создания около 30 автомобильных терминалов.